Граалем единым. Часть 2



    Во-первых, хорошо, что мы всё-таки потратили время на то, чтобы дополнения игрались так, как задумывалось авторами, пусть даже из-за этого и пришлось пожертвовать парой читок собственных текстов. У меня нет сомнений: оно того стоило.
    Во-вторых, я очень рад тому, что у нас получилось немного улучшить визуальную составляющую игры, а точнее, внешний вид страниц журналов исследований кампаний «Последний рыцарь» и «Эпоха легенд». По какой-то причине оригинальные журналы сверстали с большими запасами пустого места. После черновой вёрстки русские книги выглядели похожим образом, что было не слишком красиво и не слишком правильно: текст словно обтекал невидимые картинки. Эта неопрятность бросалась в глаза и огорчала. Особенно после всех наших с Рафаэлем Пилояном — бессменным верстальщиком «Грааля» — усилий оканчивать текстовые колонки на страницах базового журнала на одном уровне :) В общем, я поделился своими сетованиями с Awaken Realms и был приятно удивлён — они пошли мне навстречу и прислали три вагона рисунков, которые «не вошли в финальную версию игры». В результате русские книги пополнились несколькими десятками новых иллюстраций! Разве же не здорово?


    Странно, что дизайнеры игры не стали использовать эти рисунки сами, некоторые из них весьма тематичные. А ещё я рад, что во время работы над базовой игрой послушался Рафаэля и дал ему сделать условия отмены встреч на картах не тёмно-серыми (как в оригинале), а светло-серыми. Дополнения доказали правильность этого решения — наши карты куда «читабельнее» английских. Сравните эти два условия, оба в натуральную величину:


    О чём это говорит? О том, что если твоего дизайнера зовут Рафаэль, к его советам всегда стоит прислушиваться.
    Ну и в-третьих (и это, само собой, главное), хороши сами дополнения. Но тут о каждом стоит рассказать по отдельности.

Ниав (промоперсонаж)
    Воровка, плутовка, разбойница. Во всех отношениях симпатичный антигерой, умеющий за себя постоять. Однажды стражник отобрал у Ниав булочку. Той же ночью девушка забралась в его дом и сунула ему в сапог гадюку. Никто не смеет отнимать булочку у Ниав. Джокер бы с ней подружился.


    Её карты помечены буквой А, её цвет — алый. «Почему не красный?» — спросите вы. Всё просто. Буква К уже занята под коричневые карты.
    Подобно графу Дракуле и «Монополии», Ниав была проклята бессмертием. Поэтому, в отличие от других персонажей «Грааля», ею можно играть в каждой из трёх кампаний. Умирая и рождаясь заново, она забывает прошлые жизни, однако иногда её тревожат воспоминания, озарения и сны об иных альтер эго. Удивительно, что с такой историей болезни она не стала местным Билли Миллиганом, впрочем, бремя вечной жизни всё же сказывается на Ниав. Если в «Эпохе легенд» она предстаёт перед игроками бесшабашной сорвиголовой, то в «Последнем рыцаре» — это уже порядком уставшая и рефлексирующая особа.


    Ниав прокляли не только бессмертием, но и маркетингом. Её фигурку, письмо, карты и жетон убрали из базовой игры и назвали эксклюзивом «Кикстартера», оставив при этом в колоде секретов связанную с ней карту, а в журнале исследований — строфы с её участием. О том, чтобы она стала доступна в России, я говорил с Awaken Realms ещё в 2019-м, и они ни в какую не соглашались. Можете её напечатать для нас? Нет. Можно мы сами её напечатаем в России? Нет. Можно мы просто переведём её файлы и выложим в сеть, чтобы люди напечатали её своими силами? Нет. Год спустя я без особой надежды завёл этот разговор снова, и совершенно неожиданно Awaken Realms пообещали напечатать русскую Ниав вместе с тиражом дополнений, за что им искреннее и огромное спасибо. Ниав — изюминка «Грааля», и здорово, что наш игрок наконец-то сможет её заполучить.

Эхо прошлого
    На мой взгляд, играть без этого дополнения просто нельзя, ведь оно добавляет +100 к погружению в сюжет. «Эхо прошлого» — это собрание личных историй ваших персонажей и, по сути, ещё одно направление для их прокачки. В каждой кампании у главного героя есть определённая цель (в базовой игре она у всех общая, но в двух следующих кампаниях будет личной). Однако, преследуя эту цель, набираясь опыта и развиваясь, мы мало что узнаём о нашем протагонисте. Кто он? Что у него на уме? Как он жил, пока не встретил нас? Как эволюционирует его мироощущение по мере странствия? В базовой кампании этого очень не хватало. Мы все ждали, что Беор наконец что-то сделает со своей гнойной раной, а Червяк признается, почему его зовут Червяком. Но создатели игры решили рассказать об этом в дополнении. Лишь там мы, наконец, увидим долгожданную фразу:


    В состав «Эха прошлого» входит книга с описанием сюжетных событий для всех 13 персонажей «Грааля», включая Ниав и героев из «Последнего рыцаря» и «Эпохи легенд». Эти события называются воспоминаниями, и у каждого персонажа их 10. Если в какой-то момент у вас выполняется условие того или иного воспоминания (например, вы прокачиваете миролюбивость с 2 до 3 или побеждаете стража), игра направляет вас к соответствующей строфе в книге воспоминаний. То, что вы сейчас совершили, кое-что воскресило в памяти персонажа или навело его на определённые мысли. Читая эти строфы, вы узнаёте больше о вашем герое и видите, как он меняется благодаря вашим действиям.


    Чтобы эти изменения не были голословными, создатели игры придумали своеобразную систему прокачки. Первые 9 воспоминаний персонажа объединены в 3 группы. Прочтя все воспоминания одной группы, вы получаете награду — карту мощного одноразового свойства. (Карты, к слову, довольно необычно проиллюстрированы — будто нарисованы перьевой ручкой.)
    Когда вы разблокируете все 9 первых воспоминаний, вам станет доступно 10-е — итог вашего странствия по Авалону и поиска себя. И, надо отдать должное авторам, некоторые концовки написаны действительно очень мощно. Чтобы отразить ваш катарсис, вместе с 10-м воспоминанием вы получаете новое постоянное действие персонажа, которое дополняет напечатанное на жетоне.


    И ещё один положительный момент. Если вы вдруг решите начать кампанию заново, то игра разрешает сохранить все разблокированные воспоминания (они отмечаются на особом листе персонажа) и сразу же взять полагающиеся за них карты одноразовых свойств.
    Хорошее дополнение, как ни крути. И лишний повод перепройти базу, чтобы узнать подноготную знакомых куанахтцев.

Чудовища Авалона. Прошлое и будущее
    Что делать, если ты уже выпустил набор фигурок стражей для всех 3 кампаний, но тебе очень хочется выпустить ещё один набор? Правильно, нужно придумать новых стражей!
    «Чудовища Авалона. Прошлое и будущее» — это набор из 22 фигурок, используемых лишь в кампаниях «Эпоха легенд» и «Последний рыцарь».


    Также в дополнение входят 12 карт стражей для кампании «Эпохи» и 10 для «Рыцаря». Эти карты подменяют одноимённые карты в соответствующих кампаниях, превращая обычных врагов в стражей. Но не все враги одинаково агрессивны. 3 из 12 стражей «Эпохи» и 1 из 10 стражей «Рыцаря» — это небоевые встречи, дающие персонажам бонусы. Подобные карты встречались и в базовой игре, где вы, например, могли столкнуться с бродячим торговцем или, хм, ольхой. Но всё же, увеличивая число стражей в игре, не нужно забывать, что вы… увеличиваете число стражей в игре, то есть потенциально повышаете её сложность и градус непредсказуемости. Хотя при этом, конечно, и увеличиваете её красоту, поскольку фигурки и их детализация чудо как хороши.

Кампании «Эпоха легенд» и «Последний рыцарь»
    Самое объёмное дополнение. Действие «Эпохи легенд» разворачиваются за 600 лет до событий базовой кампании, а «Последнего рыцаря» — через 400 лет после них. Вместе все 3 кампании образуют единую тысячелетнюю трилогию. Игра призывает проходить «Рыцаря» сразу после базы. Вероятно, чтобы вы без отлагательств увидели, как ваши решения и выбор сторон изменили остров (для этого перед началом кампании вы получите определённые достижения в зависимости от отмеченных достижений из базы). Также игра не запрещает проходить новые кампании в хронологическом порядке, она даже добавит ваши свершения, полученные в «Эпохе», в «Рыцаря» (как и наоборот). Возможно, имеет смысл так и поступить — сыграть в «Эпоху» раньше. Слишком уж много в «Рыцаре» отсылок к событиям тысячелетней давности, да и ваш глобальный выбор, перед которым вас поставят в финале «Рыцаря», будет более осмысленным.


    Каждая из двух кампаний — это 200-страничный журнал исследований, новые встречи (их максимальная сложность равна 5, но вы ведь уже не деревенские простачки) и харизматичные герои. Последние используют те же планшеты, что и персонажи базовой игры: вы просто подменяете текущие жетоны новыми на планшетах того же цвета. Как и в «Падении Авалона», поначалу вы будете играть с базовыми картами боя и дипломатии, но прокачивать персонажей будете уже другими именными картами, совершенно не похожими на улучшенные колоды героев из первой кампании. И это замечательно, ведь, даже если вы хорошо научились играть зелёным персонажем в «Падении Авалона», в «Эпохе легенд» вам придётся учиться этому вновь, так как методы первопроходца Назира отличаются от приёмчиков травницы Айлей.


    Об этом вы вряд ли где-то прочтёте, поэтому скажу здесь. У кампаний «Грааля» есть особенность — все они сделаны в разных жанрах, поэтому каждый раз вы оказываетесь не только в ином времени и месте, но и в другой атмосфере. На мой взгляд, это очень круто. Вы думаете, что знаете Авалон, но вот начинается следующее приключение, и вы попадаете в знакомый, но едва узнаваемый мир, где всё ощущается по-новому!
    Если базовую кампанию относят к тёмному фэнтези, то «Последний рыцарь» — это чистой воды постапокалипсис, а его поджанр — новый ледниковый период. Вы же помните, с чего начался весь сыр бор?

ВНИМАНИЕ! Спойлеры! Если вы ещё не прошли кампанию «Падение Авалона», не читайте эту врезку!

    Изначально бóльшую часть Авалона покрывал колдовской туман — искаженье, и он не то чтобы насыщал человеческий организм витаминами. Местные друиды веками присматривали за разгоняющими искаженье менгирами и сменой врёмен года. Однажды на остров пришла чума, прозванная Красной Смертью. Народ решил, что это проделки друидов. Признаться, друиды с их кровавыми ритуалами и запретной магией и впрямь давали повод себя ненавидеть. В результате их стали притеснять и, что хуже, сжигать живьём без суда и следствия. Вскоре возникла маленькая проблемка. Менгиры больше никто не заряжал — и вернулось искаженье. На смену времён года тоже забили — и календарь навсегда встал на зиме. От такого поворота событий обалдели даже предтечи, внезапно вылезшие вернуть своё. Быстро выяснилось, что холод вредит их здоровью. Несмотря на то, что предтечи могли созидать из искаженья что угодно, они не догадались сотворить себе ватники и потому ушли не солоно хлебавши.

    И вот теперь весь Авалон покрыт снегом и льдом. Куда ни глянь, повсюду метели и искаженье, беспросветность и серые тучи. Люди как могут выживают в горстке обособленных поселений. Если они в чём-то и уверены, так это в том, что завтра будет хуже, чем вчера. И, будто горькая насмешка судьбы, в округе объявляется таинственный супер-злодей…


    Жанр оказывает влияние и на механику игры. Главное новшество «Рыцаря» — четвёртый параметр персонажа. Озноб. В отличие от ужаса, энергии и здоровья, у озноба нет отдельной шкалы, вместо этого он паразитирует на шкале здоровья. Маркер озноба перемещается по её ячейкам и, если должен занять ячейку с маркером здоровья, опускает его. Озноб ограничивает верхний предел здоровья, что довольно тематично: чем больше конечностей ты себе отмораживаешь, тем сложнее плясать джигу. Более того, получить озноб гораздо легче, чем потерять: морозы в «Рыцаре» настолько лютые, что убрать маркер озноба с планшета персонажа можно лишь специальным эффектом. К счастью, путешественник всегда сможет раздобыть горячительные напитки или посетить особое заведение. В какой другой игре вам будет жизненно необходимо пойти в баню? :)


    Что же до «Эпохи легенд», то её жанр — героическое фэнтези. Она наполнена масштабными битвами, непредсказуемыми поворотами сюжета и стремительным развитием событий. Это время, когда деревья были большими (особенно в западной части острова), а змеи маленькими. Это также время людей невысокого полёта, но высоких идеалов. И, разумеется, это время великих героев. Вы лично познакомитесь с королём Артуром и волшебником Мерлином, узнаете, кто бросил мечи и как строили новый Камелот. Вся кампания пропитана удалью, риском, азартом и духом приключений. В игре вновь появятся юмор и приколы, утраченные в депрессивном мире «Рыцаря».
    Из всех трёх кампаний «Эпоха» понравилась мне больше всего. Так о чём же она?
    Прошло 4 года с высадки людей на Авалон. Дела идут не очень. Местные (которых через 600 лет будут вспоминать как предтеч) оказались негостеприимным и нетолерантным народом, и людям, вместо того чтобы заселять остров, приходится сдерживать их натиск. Такого они не ожидали. Трон под Артуром пошатывается. Скрепя сердце монарх отправляет большую экспедицию на другой конец Авалона, и ваши персонажи (как водится, отщепенцы, каждый со своими тараканами в голове) становятся её частью. С этого момента начинается ваше эпичное и неожиданное странствие, в ходе которого вы будете подниматься по карьерной лестнице, выполнять квесты себе по душе и вести в бой целые армии!


    Армии и сражения — главное новшество «Эпохи». В игре появляются карты отрядов. У каждого отряда есть тип, свойство и величина военной мощи. Игрок, владеющий 1 или несколькими такими картами, считается командиром, что даёт ему особые преимущества, равно как и накладывает дополнительные обязанности. Например, армия позволяет сделать удачный выбор в журнале исследований, для которого требуются усилия многих людей, или прогнать врага — сбросить открывшуюся карту встречи, если её сложность меньше суммарной военной мощи отрядов. Но вместе с тем командиру приходится каждый день тратить ресурсы на снабжение армии.


    Игроки не единственные, кто командует войсками. В эту неспокойную пору из искаженья время от времени выныривают вражеские армии, преследующие определённые цели (их задаёт ещё один новый вид карт — приказы). И игрокам приходится давать авалонцам бой. Сражения проходят по-военному прямолинейно: вы применяете свойства своих и вражеских отрядов друг на друга, а потом подсчитываете, у кого больше итоговая мощь. Даже кубик кидать не надо. Основная интрига тут в том, что обычно вы не знаете точно, какие именно отряды ведёт противник, так что сражения могут получаться очень даже лихими.

Вьючный осёл (промонабор)
    С осликом интересно вышло. Awaken Realms пока ещё не сделали ретейл-издание двух кампаний-дополнений к «Граалю», поэтому вписали Россию в кикстартерное издание, куда входит и вьючный осёл. Таким образом, наш игрок получит копытного друга просто так — ослик уже будет лежать в коробке с кампаниями «Последний рыцарь» и «Эпоха легенд», и это, безусловно, отличная новость. Однако у меня невольно возникают вопросы, на которые пока нет ответа. А что будет в следующем тираже дополнения? Будут ли и дальше обе кампании издаваться в одной коробке? Если да, останется ли в ней ослик? Если нет, напечатают ли нам его (кикстартерный эксклюзив) отдельно? Или он станет разовым бонусом для тех, кто успел вписаться в первый русский тираж?


    Подобно Ниав, осла можно использовать в любой кампании. Вы просто покупаете его в любом поселении, и с этого судьбоносного для вас обоих момента он помогает вам управляться с вещами (на то он и вьючный осёл). Также ослик даёт вам 5 карт небесполезных свойств/действий. Каждую такую карту можно разыграть лишь раз в день, но в начале следующего дня вы получаете все использованные карты обратно. Правда, у всего есть своя цена, и в конце дня ослика нужно будет кормить. Хотя если ваши дела пойдут совсем худо, ослик и сам может лечь к вам на тарелку. Тут удивляться нечему, на Авалоне едят даже врагов, чего уж говорить о боевых товарищах, которые всегда под рукой.
    В целом, ослик довольно милый. Бегает своей фигуркой по полю вместе с вашим персонажем, упрощает ему жизнь и даётся обниматься. Всем нам надо периодически с кем-то обниматься, правда же? Мой вам совет: обязательно придумайте кличку своему копытному другу.


    Что ж, год сменяется годом, а я как работал над «Граалем», так и работаю. Это становится странной привычкой. И ведь впереди ещё как минимум «Красная Смерть», а там… кто знает. Авторы игры пишут в титрах новых кампаний: «Держите наготове своего ослика и листья путника — возможно, вы ещё вернётесь на дорогу приключений». Если это так, то с меня, похоже, будет новый рассказ о проделанный работе. А пока спасибо всем, кто прочёл до конца этот :)