В поисках Святого Грааля. Часть 2

   С момента своего выхода на английском языке «Осквернённый Грааль» стремительно поднимается в рейтинге BGG, каждую неделю преодолевая буквально сотни мест. В настоящий момент он уже в ТОП-20 лучших тематических игр, и, думаю, рано или поздно войдёт в ТОП-100 игр всех времён. Всё это неудивительно и, честное слово, вполне заслуженно, ведь «Грааль» действительно даёт необычный игровой опыт. Причём, будучи игрой, безусловно, современной, он не следует последним трендам развития приключенческих игр, а идёт собственным путём, углубляя и переосмысливая уже сложившиеся в настольных играх механики. Делает он это настолько удачно, что мы вполне можем назвать его и заметным явлением в жанре, и хорошим примером для подражания. Он словно говорит: «Вам не нужно электронное приложение, чтобы сделать модную игру. Вам не нужна гора минек, чтобы привлечь тысячи людей. Вам не нужно эпатировать игрока, чтобы заинтересовать его сюжетом. И в целом, вам не нужно изобретать велосипед, а если он у вас не едет, попробуйте сесть лицом к рулю».

   Многие авторитетные «настольные» критики хвалят «Грааль», и даже Владимир из блога «Настольные игры в Латвии», которому нравится далеко не каждая игра, попадающая ему на стол, высоко оценил историю о падении Авалона:
   В «Граале» много изюминок, и вот какие кажутся заслуживающими внимания мне.

Прокачка
   Для игры, имитирующей компьютерную RPG с открытым миром, прокачка героев, сбор шмота, получение особых навыков — дело ожидаемое. Необычно то, как это реализовано.
   Во-первых, характеристики тут — это не заезженные сила, ловкость, мудрость и так далее. Вместо физических аспектов героя характеристики отражают скорее его психологическую личность: агрессивность, осторожность, храбрость, миролюбивость, одухотворённость и… эта… practicality. С передачей данного слова на русский нам пришлось поломать голову больше всего. Оно означает этакую находчивость, жизненную простоту и, если угодно, хитрожопость. Выбор подходящего русского варианта усложнялся тем, что каждой характеристике соответствует своё тотемное животное. Например, миролюбивости — голубь (потому что голубь — символ мира), а осторожности — мышь (в русском даже есть выражение «сидеть как мышь под метлой»). Но мне не доводилось когда-либо слышать про хитрожопых змей. Нам нужно было подобрать слово, которое одновременно отразило бы суть характеристики и дало намёк на змею.


   Долгое время мы писали эту характеристику как «приземлённость». Но чем дальше шла работа над журналом исследований, тем становилось понятнее, что это слово не подходит. Например, оно не объясняло, почему герой должен пройти проверку приземлённости, чтобы суметь сбежать от врага. Однако в итоге всё же нашлось слово, которое хорошо вписалось и в смысл характеристики, и в змеиную тему, — изворотливость. Тут вам и природная изобретательность, и физическая прыть, и искусство коммерции. Удачное словечко.


   Во-вторых, сами эти характеристики разделены на противоположные пары, и при прокачке учитывается, насколько развиты у героя обе связанные характеристики. Например, если ваш герой похож на монтипайтоновского сэра Робина (не настолько храброго, как сэр Ланселот) и у него уже есть 3 очка осторожности, то получение 1-го очка храбрости обойдётся ему гораздо дороже, чем если бы у него было всего 1 очко осторожности. И это логично, ведь он уже привык отсиживаться в уголке и ему трудно заставить себя броситься в гущу событий. Прикольная задумка.

Бой и дипломатия
   Чаще всего столкновения с врагами в приключенческих играх реализуются за счёт кубиков. Там, где авторы пробуют что-то новое, появляются жетоны и электронное приложение. Создатели «Грааля» решили смахнуть пыль со старой доброй механики проведения встреч на картах, но воплотить её так, как ещё не делал никто.
   Игроки не просто выкладывают карты перед собой, а собирают из них общий ряд, соединяя символы на краях карт и применяя их особые свойства. Разнообразие символов, их сочетаний, а также условий и эффектов соединения порождает настоящую тактическую комбинаторику, готовую подстроиться под ваш стиль игры. Не знаю, не надоест ли такой необычный способ розыгрыша карт за пятнадцать партий (длительность одной кампании), но выглядит он крайне необычно и свежо.


   Другая хорошая задумка в том, что у каждого героя своя личная колода карт, и эти колоды довольно разноплановые. Например, карты Беора нацелены на нанесение коротких сильных ударов, а карты Арева требуют построения комб. Но и это не всё. В процессе прохождения вы будете получать новые (более крутые) карты и убирать из колоды те, которые вам не понравятся. Иными словами, сможете настроить колоду под себя. Также у карт есть тематические названия, иллюстрации и свойства, поэтому каждая встреча складывается в свою забавную историю. (Кстати, в игре проиллюстрированы почти все из ~800 карт; кто-то скажет: «Не бог весть какое достижение», но, например, в Gen7 этого не хватало.)

История
   Я не назвал бы сюжет основного квеста «Грааля» дико захватывающим или крепко сбитым, но для этой игры оно не особо и важно. Поскольку главная сюжетная линия в «Граале» — это просто повод отправиться в путь, поглазеть по сторонам, исследовать мир и найти в нём своё место (как и, собственно, во многих компьютерных RPG). Авалон — это самобытная, неизвестная вселенная, и оказалось, что узнавать то, как она устроена, очень интересно. Например, выяснить кто такие предтечи или как организован Круглый стол через шестьсот лет после отплытия с Туманного Альбиона.


   Кроме того, в ходе своих странствий вы будете общаться с вечно чего-то хотящим от вас простым людом, весёлыми стражниками и харизматичными властителями острова, а также будете узнавать местные байки, некоторые из которых совершенно замечательные. Например:
   Говорят, незадолго до родов мать Амергина попросила Бледную Владычицу предсказать судьбу её отпрыска. Владычица ответила, что если Амергин появится на свет в ночь на Йоль, то станет следующим верховным друидом Авалона. Когда за два дня до Йоля у матери Амергина отошли воды, она уселась на камень у реки и отказывалась сдвинуться с места, пока не настало нужное время. Оттого Амергин появился на свет с плоской головой и не блещущим умом, зато невероятно удачливым и с пророческим даром, благодаря чему в конце концов и занял высокое положение в ордене.
   Отлично же, правда? По моим ощущениям, со своей задачей погружения в непривычный сказочный мир «Грааль» справляется на ура.

Интерактив
   Нравится мне и концепция большого открытого мира. Не знаю, будет ли кто-то проходит кампанию снова после 15 партий (поскольку собраться на 15 последовательных парий по нашим временам — это уже большое дело), но «Грааль» и правда достаточно разнообразен, чтобы в следующий раз можно было идти иным путём. В отношении того, куда пойти, что делать, чьи задания выполнять, на чью строну встать и где закончить приключение, свобода выбора тут довольно большая. И даже в одних и тех же местах могут по-разному реагировать на ваших персонажей в зависимости от ваших прошлых поступков, развитости характеристик и того, за кого именно вы играете. Замечательная идея.


   Обращает на себя и динамичный окружающий мир. Иногда он меняется сам, а иногда — в зависимости от ваших действий. Например, попав в одну из локаций, вы заметите местную гопоту, осаждающую храм. Если вы не успеете разогнать её за определённое время, то замените локацию её новой версией, в которой храм уже будет сожжён. И это круто (ну, не то, что сжигают храмы, а то, что мир вокруг меняется из-за ваших действий или бездействий), это заставляет ощутить себя реальным участником происходящих событий, а не все приключенческие игры так умеют. Более того, журнал исследований говорит, что некоторые изменения окружающего мира повлияют на то, как он будет выглядеть в дополнениях…

Отсылки
   Поначалу я отнёсся скептически к игре по мотивам легенд о короле Артуре. Слишком уж попсовой стала эта тема в последнее время (хотя ещё и не превратилась в заезженную пластинку, как, скажем, Ктухлу). Однако в итоге я не мог не оценить, насколько изобретательно авторы игры сплели вместе совершенно разные части артуриады: меч в камне, Король-Рыбак, Владычица Озера, Тинтагель да и, собственно, сам Авалон.
   Но помимо аллюзий к де Труа и Мелори в игре тут и там встречаются отсылки к более современным произведениям, таким как «Ведьмак», «Герои меча и магии», Banner Saga и бог знает чему ещё.


   И, конечно же, игра с таким названием просто не могла пройти мимо культового фильма 1975 года «Монти Пайтон и священный Грааль», отсылок на него в ней больше всего. Уверен, что поклонники картины обязательно оценят и местных революционеров, и монастырь, который утонул в болоте, и практически без изменений воссозданную сцену с хранителем моста. Удивительно, но всё это крайне гармонично вписано в общую канву и воспринимается совершенно серьёзно.
   Однако же должен заметить, что в игре не встречается ни одной африканской ласточки с кокосом.